Портрет заемщика

Один из самых распространенных мифов о микрофинансировании заключается в том, что все заемщики МФО – маргиналы. На практике же это совсем не так. На текущий момент микрозаймами в России пользуется порядка 8 млн человек, а также более 30 тыс. малых и средних предприятий.

Сами МФО в финансовой системе нашей страны призваны решать вопрос финансовой доступности, то есть обеспечивать возможностью заимствования денежных средств тех граждан и предпринимателей, которые по какой-либо причине не могут получить иные виды кредитных продуктов. Например, из- за невозможности мелкого предпринимателя предоставить справку 2-НДФЛ, которая обязательно требуется банком или из-за региональной специфики (в ряде населенных пунктов нет банков, но есть интернет).

Не удивительно, что порядка 40% клиентов МФО – это жители относительно
небольших городов с населением до 250 тыс. человек. Еще порядка 32%
заемщиков проживают в городах с населением до 750 тыс. человек, порядка
28% — с населением более 750 тыс. человек.

Мужчины предпочитают удаленно, женщины – «на месте»

Портреты среднестатистического потребителя онлайн- и оффлайн-займов существенно отличаются.

Исходя из данных самих компаний, порядка 60% пользователей дистанционных займов мужчины в возрасте от 26 до 34 лет. Как правило, они имеют высшее образование, работают в сфере торговли. При этом 2/3 из них – холостяки.

Оффлайн-займами, напротив, чаще пользуются представительницы прекрасного пола (по данным различных компаний, доля женщин в общем количестве таких заемщиков составляет 53-65%). Их средний возраст составляет 35-50 лет. До трети из них ведут хозяйство, а другие работают в сферах торговли, как мужчины, и услуг. Подавляющее большинство оффлайн-заемщиков (до 80%) состоят в браке, более 45% из них имеют детей. Доля лиц, имеющих высшее образование, среди таких клиентов несколько ниже, чем среди клиентов онлайн-МФО, и составляет порядка 40- 43%.

Обратная сторона

При этом в общественном сознании к маргиналам принято приписывать не только заемщиков, но и кредиторов. Хотя портрет вторых также с каждым годом все меньше похож на пресловутую старуху процентщицу или персонажа из лихих 90-х.

Так, согласно данным профильной СРО МФО «МиР», две трети усредненного штата российских микрофинансовых организаций составляют женщины, треть – мужчины. При этом сотрудницы, как правило, немного старше сотрудников: их показатели среднего возраста составляют 30-32 года и 27-29 лет соответственно. Молодой возраст персонала во многом объясняется большей доступностью МФО не только для заемщиков, но и для потенциальных сотрудников, особенно вчерашних студентов.

В ходе проведения исследования выяснилось, что подавляющее большинство сотрудников имеют семью, более 70% совмещают работу с дополнительным образованием и/или активным хобби. При этом это касается не только городов-миллионников, но и относительно небольших населенных пунктов.

8+