Права заемщика МФО

Права заемщика МФО

В последние годы деятельность микрофинансовых организаций (МФО) в России стала достаточно жестко регулироваться законодательно. Введено множество ограничений, в том числе на начисление процентов, и запретов. Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) ведет планомерную работу по лишению права на ведение деятельности тех МФО, которые нарушают нормативные акты и права своих клиентов.

Однако, несмотря на это, на рынке до сих пор существуют компании, использующие недобросовестные практики.

Поэтому разумеется, когда потенциальный заемщик выбирает, в какую МФО обратиться, ему следует почитать информацию о ней в открытых источниках, ознакомиться с отзывами других клиентов, проверить, является ли компания легальным кредитором.

Согласно данным, опубликованным на сайте Банка России, чаще всего МФО нарушают права заемщиков при начислении процентов и комиссий по займам, а также при взыскании просроченной задолженности.

Чтобы всегда уметь отстоять свои финансовые интересы любому заемщику необходимо знать, по каким правилам выдаются займы.

Основные из них выглядят так:

  • Договор займа всегда должен содержать подробную информацию об условиях взаимодействия кредитора и должника, в т.ч. о ПСК (полной стоимости кредита/займа) в процентах годовых.  ПСК не долна превышать установленное Банком России значение.
  • Сумма переплаты по займу (со всеми штрафами и пенни) не может превышать сам долг более чем в 2 раза (а с 1 января 2020 года – более, чем в 1,5 раза). Дневная процентная ставка по займу сроком до года не может составлять более 1% в день (или 365% годовых).
  • При взыскании просрочки по займу кредитор (или его представитель – коллекторское агентство) не имеет право угрожать должнику, оказывать на него или его знакомых давление.

Подробная информацию о правилах деятельности МФО изложена в статье «Закон о МФО для заемщика» на нашем портале, а информация о сведениях, которые обязательно должны указываться МФО в договоре займа – в статье «Договор займа с МФО».

Всегда стоит проверять правильность начисления кредитором процентов по договору. Эксперты также рекомендуют фиксировать (записывать) и сохранять телефонные разговоры с коллекторами, присланные ими sms-сообщения/сообщения в электронной почте/социальных сетях/мессенджерах.

Куда же обращаться заемщику, если его права были нарушены?

Если МФО допускает нарушение законодательства, следует незамедлительно обратиться в Банк России – в Службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.

Адрес для направления жалобы: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12.
    Телефоны контактного центра:
  • 8 800 300-30-00 (для бесплатных звонков из регионов России);
  • +7 499 300-30-00 (круглосуточно, по рабочим дням).

Проще всего воспользоваться формой подачи электронного заявления. Для этого необходимо зайти на официальный сайт регулятора — https://www.cbr.ru/ и пройти по выделенной красным цветом ссылке «Интернет-приемная».

Далее необходимо нажать «Подать жалобу», выбрать объект жалобы (для этого необходимо прокрутить бегунок в конец страницы до «Микрофинансовые организации»), выбрать продукт, из-за которого случилась конфликтная ситуация (в данном случае имеется в виду «заём»), выбрать тип проблемы и просто заполнить предложенную форму.

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Зачастую быстрее всего спорные ситуации между заемщиком и МФО решают саморегулируемые организации, осуществляющие контроль за микрофинансистами.

Всего в Росси существует три таких СРО МФО:

У каждой из них на официальном сайте также есть форма для принятия обращений от граждан.

В случае нарушения МФО законодательства в части взыскания просроченной задолженности, заемщик также может обратиться в Федеральную службы судебных приставов (ФССП — https://fssprus.ru/), полицию и прокуратуру РФ.

Важно знать: мошеннические займы!

В 2018-2019г.г. почти в 3 раза увеличилось количество мошеннических займов (т.е. займов, которые оформляются по мошенниками по чужим документам). При этом от таких ситуаций страдают как невиновные граждане, не бравшие заемных средств, так и сами кредиторы.

Если физлицо пострадало от действий мошенников и на него был оформлен займ, необходимо написать заявление о данном факте как в МФО, выдавшую деньги, так и в правоохранительные органы.

В случае получения от МФО отказа в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, стоит обратиться с жалобой в СРО, в которой состоит эта МФО.